Ах, как хороша была Самара 100 лет тому назад!

Главную улицу города, Дворянскую, можно было сравнить с элегантной красавицей. Одетая с иголочки в новехонькие дома, построенные в самых модерновых стилях столичными архитекторами, с широкими тротуарами, с роскошными магазинами, освещенная электрическими фонарями, она производила впечатление улицы европейского города.

Конец XIX - начало XX века иногда называют "периодом Медичи" в культурной жизни России: небывалый расцвет купеческого меценатства. Именно купцы развивали Самару и сумели поднять ее до губерского города. как социальный слой. От "дикости", жажды наживы и патриархальности русские провинциальные купцы, вчерашние салотопы, потянулись к западному уровню культуры: создавали свои яхт-клубы, ипподромы, музеи и театры, одевались с иголочки, выписывали из столиц и заграниц диковинные мотоциклы и автомобили.

Летом 1904 года самара дивилась на грохочущий экипаж, двигающийся по дороге без помощи лошадей. К.П.Головкин одним из первых в Самаре купил германский автомобиль "Опель", который был доставлен поездом.

Сразу произошло первое ЧП. Проезжая по Москательной улице возле ликеро-водочного завода, автомобиль испугал лошадей во дворе. Нагруженные лошади понесли, повозки сталкивались, с телег падали ящики с бутылками. На другой день на основании прошения владельца завода был выписан счет за убытки, которыйполицмейстер принес Головкину.

Головкину и другим автомобилистам часто приходилось останавливаться и пропускать лошадей. Куры из-под колес не бежали, становясь жертвами наездов. И, поскольку Головкин за каждую "жертву" ДТП платил целый целковый, об этом скоро узнали, и стали подкидывать под колоса дохлых кур с целью получения компенсации.

В 1887 году в честь 300-летия Самары на набережной построили часовенку в русском стиле из красного кирпича с белокаменными украшениями и небольшой золоченой главкой на восьмигранном шатре. Это была первая работа молодого талантливого архитектора А.А. Щербачева, чьи творения впоследствии так украсили нашу Самару. Часовня была разрушена при Советской власти, а восстановлена в 1997 году

История города складывается из истории улиц, домов и их обитателей и, конечно, событий.

 

Рисунок В.Каркарьяна

 

В середине XIX в. в степных районах Самарской губернии выращивалась пшеница высшего сорта, из которой производилась мука-крупчатка. Ее продавали за границу. Даже английская королева ела булочки из нашей муки. Исторический факт.

Приглашаю вас, друзья, на небольшую прогулку по заповедному старому городу, по тем старинным улицам, где обитает его “ душа”. А начнем мы с одного из старейших пивоваренных заводов в России.

История его началась в 1879 году, когда Самарская городская дума передала в 99-летнюю аренду участок земли под строительство каменного пивзавода.

В 1860 году австрийский подданный фон Вакано закончил в Вене Академию коммерческих наук, в 1880 году приехал в Самару и через год, совместно с М.М.Фабером, отстроил такой обаятельный, стройный и необычный пивоваренный завод, что до сих пор его живописные силуэты зданий из фигурного красного кирпича и белого известняка, декоративные элементы ворот из кованого металла являются украшением нашего города. В комплекс Жигулёвского пивзавода входили не только производственные здания и ж/д ветка, но и школа, детсад, общежитие, баня, библиотека.

80-е годы прошлого века стал началом эры пивоварения в Самаре. Уже 11 февраля 1881 году началось производство нескольких сортов пива, но основу составляло “Венское” и “Жигулёвское”. На 100 тысяч самарских жителей в конце XIX века приходилось около 500 пивных и 400 трактиров. Было где погулять!

А напротив пивзавода - святые врата Иверского женского монастыря, основанного в 1850 году, как община сестер милосердия. Расположенный на скате крутого волжского берег, монастырь славился золотошвейным рукоделием, иконописью, был духовным центром города, а его силуэт - украшением Самары. Колокольня высотой 70м замыкала перспективу Саратовской улицы.

Самаре всегда везло на людей талантливых, прогрессивных, с неукротимой энергией. К стыду нашему, долгие-долгие годы их имена были преданы забвению. Стыдно, что из всех могил известных самарцев на бывшем монастырском кладбище чудом сохранился лишь памятник на могиле П.В.Алабина. А ведь здесь похоронены лучшие люди дореволюционной Самары: отец писателя А.Н.Толстого, внуки декабриста Анненкова, национальный герой Болгарии П.Алабин, его жена и зять А.А.Щербачев, архитектурные творения которого украшают наш город, герои обороны Севастополя и почетные граждане Самары. Говорят, что кладбища – барометр культуры народа, его нравственности.

Театральную площадь называют жемчужиной города в дорогой оправе шедевров старой самарской архитектуры.

Резная шкатулка театра стоит, как и прежде, на высоком берегу Волги, на площади, в самом конце главной улицы, бывшей Дворянской. Только тогда это была полуокраина, а через улицу в городском саду стояла губернаторская дача.

Наш драматический построен в 1888 году и имеет много общего с московским театром Корша в Богословском (Петровском) переулке, открытом в 1883 году (ныне это филиал МХАТ). Оба театра были построены по проекту одного архитектора - М. Чичагова. Архитектура театра оказала большое влияние на развитие кирпичного строительства в Самаре, особенно на постройки Челышова. Газеты писали: “ Самара счастлива своим театром, гордится им, любуется им.”

 

 

Помните у Гиляровского: “Лихачи гордо смотрят на проходящую публику и разговаривают только с выходящими из подъезда ресторана "сиятельными особами":

Вась-сиясь!
Вась-сиясь!
Чтобы москвичу получить этот княжеский титул, надо только подойти к лихачу, гордо сесть в пролетку на дутых шинах и грозно крикнуть: "К Яру!"

Представьте себе Самару лет 100 с лишним назад: публика, выходящая из театра после спектакля шум, оживление, кавалеры со своими осыпанными бриллиантами дамами, подъезжают шикарные экипажи : " Вась-сиясь!"...

Еще один замечательный памятник архитектуры – бывший Крестьянский Поземельный Банк, построенный по заказу тузов делового мира Самары в 1912 году, выходит главным фасадом на Струковский сад. Архитектура банка – это стилизация самобытной северной архитектуры, северный модерн. Величественное, как викинг, здание, построенное соответственно величине дела.

Особняк Наумова – резиденция предводителя дворянства Самарской губернии. Был построен на Дворянской в 1904 году из жигулевского камня по проекту А.А. Щербачева и отражает направление в архитектуре позднего модерна – неоклассицизма.  Источником служила архитектура итальянского ренессанса, придающая зданию парадность, строгость и величавость. Ах, какие шикарные приёмы здесь устраивал г-н Наумов, губернский предводитель дворянства и его очаровательная жена! Великолепные ужины с прекрасной сервировкой и дорогими винами, свечи, изысканная музыка и бальные танцы...

А напротив Белого дворца стоял густой, как лес, Струковский сад. Самара дышала его свежестью. Принадлежавший в начале XIX века генералу Струкову, в 1849 году сад был передан городу. По вечерам горожане прогуливались по аллеям парка, в котором выстроили павильон для танцев, установили фонари, позже появились курзал, бильярдная, кегельбан, в 1903 году открылся синематограф “Биоскоп”. Именно здесь в 1906 году впервые полковой оркестр исполнил вальс военного капельмейстера Шатрова “На сопках Манчжурии”.

Ажурный декор польского католического костёла с его 47-метровыми готическими шпилями, с синим небом в стрельчатых арочных просветах дарит чувство лёгкости и воздушности. Кирпичное кружево фасада и скромное достоинство внутреннего убранства дают ощущение полного покоя, любви и добра. Воспевая силу духа, над алтарём парит великолепная копия "Распятия" Сальвадора Дали. Каждое слово мячиком отскакивает от стрельчатых сводов.

По верхней бровке волжского города проходит бывшая Дворянская, музей под открытым небом, памятники архитектуры которого подобны самоцветам, нанизанным на драгоценную цепочку.

Солнечных дней в году в нашей Самаре иногда бывает больше, чем в Крыму. Набережная c тенистыми аллеями, небольшими кафе - любимое место отдыха горожан летом. Впечатляющее зрелище - закат над Волгой.

"А девушки?! Вы только посмотрите, какие красивые в Самаре девушки! Тёплым летним вечером на набережной - это просто парад моделей, при виде которых вдохнуть - вдохнёшь, а выдохнуть - забудешь.

Продолжение ...
Hosted by uCoz